Участники вебинара: Гульнара Дербишева, общественный фонд “Инсан Лейлек”; Жамалидин Эшанкулов, председатель профсоюза мигрантов КР; Гульнара Ибраева, социолог, исследовательская компания «Пикир изилдөө лабараториясы»; Асель Мурзакулова, старший научный сотрудник Университета Центральной Азии; Элери Битикчи, историк, философ;
«Образ мигранта»
Мигранты Кыргызстана уезжают преимущественно в Россию, Казахстан и Турцию и занимаются там различной деятельностью. Наши трудовые мигранты по всей России сталкиваются со многими проблемами, прежде всего это незнание своих прав, в том числе трудовых и законодательной базы РФ, касающейся миграционной политики. Несмотря на то, что Кыргызская Республика является членом ЕАЭС, миграционное законодательство в РФ ужесточается. В профсоюз мигрантов, созданный в Баткенской области, вошли больше 2 тысяч кыргызстанцев, работающих в России.
Миграция зависит от структуры. Мигранты – деполитизированы и медиазависимы.
Для выезда на заработки в Россию, сейчас созданы все условия, но наши соотечественники иногда продолжают выезжать туда нелегально, зачастую это делают девушки и подростки. Помимо тяжелый работы за границей, трудовые мигранты сталкиваются с такой проблемой как социальная адаптация.
Существует образ мигранта — «байкуш-мигрант», чаще всего только негативный.
«Жизнь мигрантов во время пандемии»
Национальная экономика – ВВП зависит от мигрантов. На первом этапе карантина было много прогнозов о том, что, намечается массовая безработица, потеряв средства к существованию и не имея возможности вернуться на родину, мигранты обратятся к криминальным стратегиям. Они не подтвердились. Не подтвердилось и предположение о том, что от мигрантов исходит повышенная эпидемическая опасность.
Мигранты пережили кризис благодаря взаимопомощи. Влияние пандемии и карантина на экономическое положение мигрантов оказалось крайне сильным, однако они пережили этот период за счет мобилизации ресурсов мигрантских сообществ.
COVID-19 обострил существующие проблемы, с которыми трудовые мигранты регулярно сталкиваются в России, такие как неформальный труд и дискриминация.
Пандемия и пограничные ограничения, экономические кризисы в принимающих странах, усиливают уязвимость кыргызских трудовых мигрантов, которые сталкиваются с безработицей, испытывают трудности с оплатой аренды и доступом к медицинскому обслуживанию и не могут вернуться домой.
Миграция — горизонтальная самоорганизация наших граждан.
Ниже приведена инфоргафика исследования ОФ «Инсан-Лейлек»: